?

Log in

No account? Create an account
217-ый бортовой
Катастрофа Ту-104 во Внуково 17.03.1979. 
17th-Mar-2015 08:50 pm
36 лет назад, 17 марта 1979 года у нас во Внуково произошла одна из самых громких авиакатастроф 70-х годов в СССР.

Во время вынужденной посадки потерпел крушение Ту-104Б СССР-42444 Одесского отдельного авиаотряда.


Борт СССР-42444 в  старой аэрофлотовской ливрее.


В тот день погода была практически нелетная - то в Одессе, куда направлялся  рейс 1691, то во Внуково. Дымка, дождь, ледяной дождь...
Рейс, назначенный на восемь утра, последовательно переносился сначала  на десять утра, затем на два часа дня, пол-четвертого, четверть пятого... Наконец, в пол-восьмого вечера самолет оказался на исполнительном старте. Полностью загруженный и заправленный - 78 тонн.  Последовала команда "Взлет разрешен!".

Самолет пошел на взлет. Через пять секунд после отрыва от полосы загорелась лампочка "Пожар левого двигателя". Как потом выяснилось, срабатывание было ложным - рассоединился трубопровод системы обледенения и горячий воздух пошел в подкапотное пространство двигателя. Соединение трубопровода оказалось сделанным с "небольшими отступлениями" от проекта. В предыдущие годы ничего бы и не случилось, но сказался значительный по тем временам возраст самолета -  был изготовлен в 1959 году.

Дальше экипаж действовал согласно инструкции - после автоматически сработавшей первой очереди пожаротушения, дал вторую, и поскольку лампочка так и не потухла, на высоте 1500 м выключил левый двигатель и начал заход на вынужденную посадку по малому кругу.

Далее  - слово штурману экипажа В.Г. Оганесяну:
А вот здесь, очень важный момент, одна из главных причин катастрофы. В то время существовало два минимума погоды, для взлета и для посадки. Для посадки минимум погоды нашего самолета был равен 120 метров нижний край облачности и 1500 метров горизонтальной видимости. Это те минимальные условия погоды при которых КВС может посадить Ту-104. Для взлета был другой минимум – 800 метров видимости. И все. То есть если самолет взлетел при установленном для взлета минимуме погоды, обратно сесть, при необходимости, он не сможет.

Погода для посадки была куда как ниже минимума. Низкая облачность.  Во время полета в облаках стремительно развивалось обледенение. Аварийный слив топлива для облегчения веса самолета решили не применять из-за опасения воспламенения авиакеросина от горящего двигателя (лампа "пожар левого двигателя" горела вплоть до падения).

tu104
Снимок с экрана посадочного локатора. Плавные дугообразные линии - обычный профиль посадки, ломаная линия - профиль снижения борта 42444


Экипажу удалось вывести самолет на посадочный курс. Прошли дальний привод,  подходили к ближнему приводу. Но удержать полностью загруженную, обледеневшую и идущую на одном двигателе машину оказалось выше их сил. Самолет зацепил и порвал провода ЛЭП, задел за деревья и в 19:48 столкнулся с землей. Отбив левое крыло, он перевернулся, повторно взмыл  и, ломая  деревья,  рухнул на "Лесной стадион". От удара переломился на две части. Носовая часть осталась на "Лесном стадионе", хвостовая с центропланом перелетела через дорогу, соединяющую Киевское шоссе с аэропортом и упала на другой стороне.

Мои родственники вспоминали, что от удара содрогнулись дома...

кабина 01
Погибло 59 человек из 120 находившихся на борту. Большинство выживших стало инвалидами.

Виновниками катастрофы назначили экипаж.  Командира В.И. Аксютина отдали под суд  и приговорили  к 7 годам лишения свободы. Несмотря на то, что он и экипаж сделали все от себя зависящее в тех условиях. Не помогли и ходатайства от выживших пассажиров и родственников погибших. Из семи лет он отсидел три, был выпущен по УДО и до конца своих дней боролся за восстановление своего доброго имени.



Так в наше время выглядит место катастрофы.



По горькой иронии судьбы новый памятник Ту-104 (на постаменте, кстати,Ту-104Б, однотипный с разбившимся) стоит в трехстах метрах от места катастрофы.


Катастрофа борта 42444 поставила кровавую точку в истории эксплуатации Ту-104 в "Аэрофлоте". Почти сразу после неё все "сточетвертые" были сняты с пассажирских линий. Какое-то время они эксплуатировались в Вооруженных силах, но после крушения 7 февраля 1981 г. на аэродроме Пушкин, в котором погибло почти все командование Тихоокеанского флота ("вдовий пароход"),  были "сняты с вооружения" и там.


Материалы для поста  взяты с сайтов airdisaster.ru и aviaforum.ru
Рекомендую статью, вышедшую в сегодняшнем Московском Комсомольце. Если отбросить всю мистику-нумерологию и прочие глупости, коими славится эта газета, материал интересный. Там приводятся свидетельства очевидцев, выживших пасссажиров и членов экипажа.
Сказано 
2nd-Apr-2015 04:46 pm (UTC) - Омск: перрон старого аэровокзала или История одного Ту
Пользователь max_sky сослался на вашу запись в своей записи «Омск: перрон старого аэровокзала или История одного Ту-104» в контексте: [...] тацию самолётов Ту-104. По материалам Википедии, http://danilchenko.livejournal.com/243502.html [...]
17th-Mar-2017 11:26 pm (UTC) - От одного из выживших
17 марта - наш день рождения...
Слава Богу за всё!

http://fra-konstantin.livejournal.com/94124.html
This page was loaded Nov 20th 2017, 7:23 pm GMT.